Какие задачи можно доверить детям в различном возрасте
Большинство родителей предпочитают не перегружать детей домашними делами, так как они понимают, что у них уже достаточно задач в школе. Но если малышей не научить самостоятельности с самого детства, они вырастут потребителями, считая, что все должны им служить. Психологи рекомендуют начинать вовлекать детей в хозяйственные дела с самого раннего возраста, чтобы они чувствовали себя полноправными членами семьи, приносящими пользу.
Маленький ребенок дошкольного возраста
В возрасте от 3 до 4 лет ребенок уже понимает речь достаточно хорошо и способен выполнить просьбы своей мамы. Он может легко собрать кубики и положить их в коробку, расставить другие игрушки на свои места, а также вытереть пыль на полках в своей комнате.
Совершенно нормально попросить ребенка расставить книги на полках. В этом возрасте дети еще не умеют читать, но они заинтересованы в книгах и журналах, особенно если там есть картинки. Чтобы помочь своей маме, ребенок готов отнести салфетки или столовые приборы на стол, а также убрать крошки после еды.
В раннем детском возрасте важно обучить ребенка основам личной гигиены. Он сможет самостоятельно чистить зубы, мыться, мыть руки и причесываться, а также выносить горшок. В этом периоде ребенку все еще трудно одеваться самостоятельно, но он уже научился снимать колготки, свитер и вешать их на стул, также он может самостоятельно заправить постель.
К 4 годам можно доверить сыну или дочери совершать небольшие покупки под присмотром родителей, например, продукты питания, а затем убирать их в шкаф или холодильник.
Если в доме есть домашние животные, то можно поручить ребенку их кормление, это научит его проявлять заботу и брать на себя ответственность за других. Главное – составить график и обсудить все детали, чтобы ребенок не перекормил питомца.
Читайте также: 6 почти бесполезных способов защитить ребенка от вируса
Возрастом в 4 года можно попросить ребенка выполнить следующие домашние обязанности:
- приготовить простой завтрак, например молоко и хлопья или хлеб с маслом;
- помочь убрать в саду или на даче;
- повесить носки и носовые платки на сушилке.
Старший дошкольник
На пятом-шестом году жизни ребенка уже стоит начинать прививать навыки планирования. Например, можно попросить его составить список блюд на неделю и следить за тем, чтобы нужные продукты были куплены, или предложить обдумать перестановку мебели в комнате, чтобы он сам решил, как ему будет удобнее.
В этом возрасте ребенок уже может готовить себе завтрак, включая горячие блюда (варить яйца или делать горячие бутерброды), накрывать на стол, наливать стакан воды или сока, убирать и мыть посуду и даже добавлять некоторые ингредиенты в блюда под присмотром взрослых.
К пяти годам он полностью управляет своим гардеробом: одевается, раздевается, складывает одежду в шкаф, завязывает и развязывает шнурки, выбирает одежду в зависимости от погоды или мероприятия.
Кроме того, к уже освоенным ребенком в возрасте 3-4 года обязанностям, можно добавить следующие:
- Протирка зеркал;
- Чистка раковины, ванны, ковра и помощь в уборке квартиры;
- Сортировка грязного белья перед стиркой;
- Снятие чистых вещей с сушилки;
- Отвечать на телефонные звонки;
- Полив комнатных растений.
Ученик начальной школы
Во время учебы в начальной школе ребенок превращается в полностью самостоятельную личность, способную выполнять некоторые домашние обязанности не хуже взрослых. Он ходит в магазин и делает небольшие покупки, самостоятельно доставляя их до дома.
В это время ребенок активно обучается взаимодействию с другими людьми, проявляет вежливость и учтивость, предлагает помощь родителям или старшим родственникам, пишет короткие письма, подписывает открытки, присматривает за младшими братьями и сестрами.
Читайте также: Летние опасности: как обезопасить ребенка?
Также он начинает брать на себя ответственность за такие повседневные дела, как своевременный подъем в школу, укладывание тетрадей и книг в рюкзак, поддержание порядка на письменном столе, в ящиках и шкафах, смена грязной одежды, пришивание пуговиц и заштопывание порвавшейся одежды, выбор подходящих для себя вещей в магазине.
Ближе к третьему году обучения ребенок может взять на себя полную ответственность за своих домашних животных: выгуливать их, кормить, мыть, убирать после них. Также он может помогать с мытьем полов, поддержанием чистоты в туалете и ванной комнате, а также уборкой в кладовке. Ученики начальной школы также могут активно участвовать в загородной жизни: помогать сбором урожая, собирать ветки для костра, срезать цветы и ставить их в вазу, а также красить забор или мебель.
Ученик среднего звена
Дети, учащиеся в 4-8 классах, уже способны взять на себя полную ответственность. Они могут оценить, насколько чистая их кровать, и при необходимости поменять постельное белье, а старое положить в стиральную машину и включить нужный режим. Теперь они могут не только убирать в доме, но и готовить еду для всей семьи, выпекать печенье из готового теста, чистить плиту и духовку. Они уже легко переходят улицу и могут оценить, что будет полезным и что будет вредным.
Дети все чаще выходят из дома, чтобы общаться с друзьями или совершать покупки в магазине, планировать свои дни рождения и другие праздники, ходить в гости и путешествовать на общественном транспорте на большие расстояния от дома.
Читайте также: Опять двойка: 6 причин плохой успеваемости, за которые ребенок не виноват
Приближаясь к шестому классу, ребенок уже способен полностью присматривать за своими братьями и сестрами и даже оказывать первую помощь, если это необходимо, поэтому его можно полностью доверить заботу о младших детях.
Также в этом возрасте формируется отношение к деньгам. Ребенок учится экономить, накапливать, ответственно распоряжаться доверенными ему финансами и даже зарабатывать деньги (например, за хорошие оценки или помощь отцу в мойке автомобиля).
Возникает интерес к определенным занятиям: строительству, ремонту, вышивке, шитью. При этом ребенок уже четко понимает, когда нужно уделять время учебе, а когда можно уделить несколько часов на другие дела.
Школьник старших классов
У подростка, посещающего старшие классы, уже полностью формируется индивидуальность, предпочтения и мировоззрение. В этот период особенно важно уделить внимание его воспитанию и возложить на него часть ответственности за благополучие всей семьи.
Юноша уже должен самостоятельно определять время, когда ему ложиться спать, чтобы проснуться раньше, и какое время пробудиться, чтобы успеть приготовить завтрак. В то же время он должен учитывать потребности других людей и уважать их мнение.
Крайне важно, чтобы у него сложилось правильное представление о своих возможностях и границах, а также разработана последовательность в принимаемых решениях. В этот период вполне допустимо возложить на школьника старших классов часть взрослых обязанностей, включая небольшой заработок на благо всей семьи.